начать обучение
РЕГИСТРАЦИЯ
Войти в кабинет

Полезно знать

«Үйлену және үй болу / Брак и семья» материал к 24 уроку

1 апреля, 11:54

Үйлену және үй болу / Брак и семья

Брак и семья занимают в системе общечеловеческих ценностей одно из главных мест. Слову жениться в казахском языке соответствует слово үйлену, т.е. вступление в брак предполагает создание дома (үй – дом, үйлену обзавестись домом). 

Итак, понятие вступление в брак выражено в русском и казахском языках словами с разной внутренней формой: обзавестись женой (в русском) и создать дом
(в казахском). Причем оба слова обозначают это понятие с позиции мужчины, т.е.
мужчины женятся - жігіттер үйленеді.

Что касается девушек, то при вступлении в брак они выходят замуж, т.е. обретают мужа. В казахском языке это понятие выражено словосочетением күйеуге шығу (выйти замуж) или тұрмысқа шығу. Согласно «Казахско-русскому словарю» под ред. Г.Мусабаева: Тұрмыс 1. жизнь; быт; тұрмыс жағдайы бытовые условия; халықтың тұрмыс дәрежесін арттыру подъем жизненного уровня народа; 2. қоғамдық сананы тұрмыс билейді общественное бытие определяет общественное сознание; 3. тұрмысқа шығу – выйти замуж. Внутренняя форма тұрмысқа шығу   дословно выйти в жизнь, быт) подчеркивает органическую связь между вступлением девушки в брак и ее неминуемым столкновением с бытом, жизненными проблемами.

Близость родственников жены признавалась у казахов нежелательной: төркіні жақын қатынның төсегі түске дейін жиналмас (у женщины, у которой родные близко, постель до полудня не убирается).

О месте брачного союза в системе жизненных ценностей у казахов можно судить по следующей пословице: бірінші байлық – денсаулық, екінші байлық – ақ жаулық, үшінші байлық – он саулық (первое богатство – здоровье, второе – белый платок (т.е. жена), третье – овец десяток). Итак, второе место отведено жене, т.е. браку, семье.

Как же надо выбирать жену?

Казахи советуют: 1) аяғын көріп асын іш, шешесін көріп қызын ал (за еду берись, осмотрев посуду, на девушке женись, узнав ее мать);  2) не привередничать: таңдаған тазға жолығады (привередливому жениху плешивая жена достанется); 3) жениться на любящей: өзің сүйгенді алғанша, өзіңді сүйгенді ал (не женись на той, которую любишь, а женись на той, которая тебя любит).

Одобряются браки между равными: 4) теңін тапса тегін бер (если дочь найдет ровню, отдай без выкупа); 5) лучше иметь одну жену, многоженство оценивается отрицательно: екі қатын алыпсың, бір пәлеге қалыпсың (двух жен взял – в беду попал), екі қатын алғанның құлағы тынбас, есекке мінгеннің аяғы тынбас (сел на ишака – ногам отдыха нет, взял двух жен – ушам покоя нет).

Кроме мира, покоя и согласия, необходимых для счастливого брака, казахи отмечают также 1) как непременный атрибут, наличие детей, желательно большого количества: балалы үй базар, баласыз үй қу мазар (дом с детьми базар, дом без детей могила). 2) взаимоуважение: отбасы сәні – сыйластық, достық сәні – қимастық (дружба прочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным);
3) домашний уют: үйің жаман болса, күйің жаман (когда в доме уюта нет, радости в жизни нет).

Слово семья в «Русско-казахском словаре» передается двумя словами: үй іші, бала-шаға (үй-іші – это то, что в доме, бала-шаға – это детвора, дети). Таким образом, в семантической структуре казахских слов, обозначающих семью, можно выделить формально выраженные семы дом и дети, что еще раз подтверждает вышесказанное: семья – это дом и дети. Казахский поэт Ауэзхан Кодар в своем стихотворении «Казах вчера и сегодня», рисуя образ казаха и называя его основные, традиционные жизненные приоритеты, пишет: «А казахские дети! Нет счастливей детей в целом мире, нет таких полновластных кумиров, чадолюбье казаха безмерно!».

Танабаева Алия Манаповна

другие статьи