начать обучение
РЕГИСТРАЦИЯ
Войти в кабинет

Полезно знать

«Қол ұшын беру-подавать руку помощи» материал к 26 уроку

26 ноября, 22:00

Қол ұшын беру-подавать руку помощи

В Википедии слово «благотворительность» трактуется следующим образом: «оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Что мы, казахстанцы, понимаем под этим словом? Если обратиться к традиционным казахским обычаям, то первым  на память приходит асар, который сохранился и в советское время и нередко встречается  сейчас  в сельской местности. Обычай асар заключается в помощи аульчанам в строительстве дома, проведении различных сельскохозяйственных работ, и т. п. Тот, кому оказывалась помощь, должен был только угостить участников асара.  Другим обычаем благотворительной помощи был жылу - обязательство, распространявшееся на всех жителей аула и заключавшееся в восстановлении пострадавшему от джута аульчанину поголовья скота, необходимого для выживания в условиях традиционного скотоводческого хозяйства. При этом обязательство раскладывалось между семьями аула в зависимости от их состоятельности.

Родич, отказавший в такой помощи, терял право на ее получение сам. Другим видом благотворительности был қызыл көтеру, помощь оказывалась продуктами, чаще всего мясом, обедневшим семьям. Обычай жұртшылық или ағайыншылық устанавливал обязательство оказывать помощь члену рода в случае уплаты им долга, штрафов, куна, калыма или приданого. Необходимая сумма раскладывалась между членами общины в зависимости от их состоятельности.

В городах Казахстана в 19 - начале 20 вв. традиции благотворительности развивались благодаря представителям торгово-промышленных кругов, госчиновников и интеллигенции. В 1891 году переселенцы из пострадавших от голода российских губерний остановились на зиму в городах Каркаралинске и Семипалатинске. Семипалатинские благотворители немедленно оказали помощь 180 прибывшим семьям по самым разным направлениям: помогали им с трудоустройством, организовали ночлежные дома, снабжали одеждой, обеспечили медицинским пособием. В телеграмме, которую Омский генерал-губернатор отправил 6 ноября 1891 года Омскому же уездному начальнику И. Н. Санникову, говорится: "...Желание принять участие в деле помощи голодающим выразили не только чиновники, служащие во вверенном мне управлении, но и должностные лица туземной администрации, каковые Волостные Управители, Аульные Старшины и прочие, добровольно согласившиеся вносить в пользу голодающих по 1% с получаемого ими содержания". Участие казахских жертвователей в помощи голодающим было настолько активным и значительным, что даже было принято решение изменить название Акмолинского Благотворительного Комитета Красного Креста, чтобы избежать оскорбления их религиозных чувств.

Объектом весьма серьезных частных вложений была сфера образования. В городе Петропавловске к 1872 году действовало семь частных училищ для мусульманских детей. В 1908 году на средства купцов-мусульман были открыты книжный магазин мусульманской литературы, мусульманская библиотека и читальня.

В советский период, когда общественная жизнь людей была под полным контролем государства, а население было обеспечено определенным уровнем социальной защиты, слово «благотворительность» не было в употреблении и заменялось такими идеологемами как «интернациональная помощь», «братская помощь», «товарищеская взаимопомощь» и т.п. Организациями, близкими к идее благотворительной деятельности, были кассы взаимопомощи - добровольные организации членов профсоюза, объединяющихся для оказания взаимной товарищеской материальной помощи. Касса взаимопомощи выдавала долгосрочные и краткосрочные ссуды, а в отдельных случаях — безвозвратные пособия.

После 1991г. в Казахстане произошли кардинальные изменения в политической, экономической и социальной сферах. Переход к рыночной экономике привел к тому, что не только отдельные члены общества, но и некоторые социальные слои населения не смогли адаптироваться к новым экономическим условиям. Несмотря на то, что Казахстан позиционирует себя как социальное государство и объем средств на социальную политику с каждым годом увеличивается, государство в одиночестве не в состоянии решить всех проблем, преодолеть социальную несправедливость и обеспечить всему населению высокий уровень жизни. Поэтому в новых условиях современного Казахстана возникает и формируется необходимость новой модели взаимодействия государства и общества – социальное партнерство, которое способно эффективно справляться с социальными проблемами. Социальное партнерство реализуется через социальную ответственность бизнеса, которое постепенно становится нормой для казахстанских кампаний.

Именно поэтому, в Казахстане практика благотворительности за последние годы стала достаточно распространенной. Причем появилось много новых терминов и определений, в разной степени обозначающих безвозмездную помощь нуждающимся: филантропия, корпоративная филантропия, меценатство, спонсорство, патронаж, социальные инвестиции и т.д.

Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Бел көтерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция бел көтерер, является примером заботы о пожилых людях.

другие статьи