начать обучение
РЕГИСТРАЦИЯ
Войти в кабинет

Полезно знать

Гостям всегда почет - Ерулік беру/ материал к 18 уроку

2 декабря, 22:26

Традиционная культура казахов – сложное явление, связанное с древними мировоззренческими предписаниями многих поколений. Она является одним из элементов национального самосознания народа и в своей основе содержит устные способы передачи жизненного опыта людей. Благодаря традициям можно усвоить опыт предшествующих поколений, сформировать духовно-нравственные ценности и идеалы. 

Ерулік – Угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новоселов аулчане звали на "ерулик", то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстро адаптировались в новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время и приходят на выручку соседи. Еще одна грань многогранной традиции казахского народа

Қонақасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида. «Арнайы қонақ» - специально приглашенный, «құдайы қонақ» - случайный путник, «қыдырма қонақ» – нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким-либо причинам, отказался соблюдать обычай қонақасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.

Қонақкәде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Қонақкәде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Той дастархан - особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

 

На заметку /

Білгеніңіз жөн  

Один из обычаев казахского народа – это ерулик, т.е. приглашать в гости новых соседей.

Қазақтың ұлттық салт-дәстүрлерінің бірі ерулік беріп, жаңа қоныстанған көршілерін тамаққа шақыру.

Казахи всегда уважали своих гостей, давали им почетное место в доме.

Қазақ халқы үйіне қонақ келсе, құрметтеп төрге шығарған.

Казахи уважаемому гостью дарили чапан, в честь него резали барана.

Қазақтар құрметті қонағына шапан жауып, мал сойып, алдына бас салып, табақ тартқан.

По традициям казахского народа перед тем как резать барана, они получали благословление гостя.

Қазақ салты бойынша қонаққа мал соярда, қонақтан бата алатын болған.

Казахи всегда клали в казан на порцию больше, считая что в любую минуту может придти гость.

Қазақ халқы ежелден қазанына қонақ сыбағасы деп, бір асым етті артығымен салып отырған.

Наш народ всегда первым на дастархан ставит хлеб. Пышные баурсаки считаются основным угощением дастархана.

Халқымыз дастарқанға ең алдымен нан қояды. Қызыл күрең бауырсақтар дастарқан сәні болып саналады.

После того как все покушали, сноха дома забирает остатки, а главный человек старейшина благословляет ее.

Ет желініп, сорпа ішілген соң, сол үйдің келіні отырғандарға иіліп сәлем беріп, «ас сарқытын» алады. Төрағасы «Көп жаса, қарағым!» деп оған бата береді.

На праздник Наурыз готовится «Наурыз коже» – специальная еда с семью добавками.

Жыл басы саналатын әз-Наурызда құрамына жеті түрлі дәнді дақыл қосылған «наурыз көже» пісіріледі.

У казахов гостеприимность с древних времен.

Қазақтың ежелден қалыптасқан қонақжайлылық қасиеті бар.

В народе существует этикет как вести себя в гостях и ухаживать за гостем.

Ел ішінде қонақ болу мен қонақ күтудің қалыптасқан дәстүрі бар.

По обычаям народа в казахские аулы гость никогда не заявлялся конем внезапно.

Халықтық әдеп бойынша қазақ ауылына ешқашан жолаушы атымен баса-көктеп кірмеген.

Приблизившись в аул, слезали с лощади и звали хозяина дома. А если гость незнакомый, то он привязав коня, шел пешком в аул. Его встречал старейшина аула.

Ауыл шетіне іліге атынан түсіп, таныс болса, түсер үйінің ту сыртынан дауыстап адам шақырған.Егер бейтаныс адам болса, атын байласымен ауылға қарап жүрелеп отырған. Оны ауылдың үлкені шығып қарсы алған.

Наши предки когда приходили гости радовались этому, так как считали что с ним приходит удача в дом и кормили бесплатно и хорошо ухаживали за ним.

Ата-бабамызда қонақ келсе «құт келді», «Қырықтың бірі – Қызыр, мыңның бірі – Уәли» деп қонағын тегін тамақтандырып, жайлы тынықтырып, көңілді шығарып салған.

 

 

Угощение у казахов — сложный ритуал 

Отрывок из книги «Казахское слово»

Г.Бельгер

Бесбармак — это не просто гора мяса, дымящегося на подносе-табаке. Так это кажется лишь несведущему человеку.

Приведу отрывок из повести «Купы джиды» Абиша Кекилбаева, попутно указав в скобках казахские названия частей бараньей туши.
«Всеведущие старики, зоркие стражи дедовских обычаев, внушавшие несмышленным мальцам святость родственных уз с той самой поры, как они научились сидеть на коне и подавать гостям блюдо с мясом, неизменно твердили: «Запомните раз и навсегда: при угощении самому почетному гостю преподносят тазовую кость (по-казахски: жамбас). Затем наиболее ценным считается лопатка (жауырын). Потом следует лучевая кость (кәpi жілік), потом — берцовая кость (тоқпан жілік), потом — асық жілік. Опаленную и сваренную баранью голову (бас) кладут на первый, главный поднос. Курдючное сало (құйрық май) и печень (бауыр) нарезают тонкими ломтями и распределяют по всем подносам. Десять ребрышек {сүбе қабырға) вместе с мясом на них кладут на первые четыре подноса, при этом шесть подкладывают к двум лопаткам, а четыре — к двум берцовым костям. К остальным восьми частям следует добавить по два ребрышка у ключицы (бұғана қабырға). Грудинка (төстік) полагается зятю, крестец (құйымшақ) — девушке, шейный позвонок (көтен-мойын) — пастуху, требуха (ішек-қарын), почки {бүйрек), голень {сирақ) — женам, служанкам, детям...»

 Выходит, непростая наука у степняков — угощение. А главное — сколько слов, наименований, обозначений!

другие статьи