Слабовидящим
Поиск

Читаем

Язык казахского орнамента

10 июня, 5:53

Хотите узнать больше о казахском орнаменте? Принято орнаментальные узоры делить на зооморфные, растительные, космогонические и геометрические.

 

Зооморфный орнамент

Самый распространённый элемент зооморфного казахского орнамента – мүйіз, рога. Сегодня забавно читать, что рога у самых разных народов: египтян, германцев, шумеров, – да почти у всех были знаком могущества. Шлемы с рогами носили цари, и когда Александр Македонский пришёл в Азию в рогатом шлеме, все сразу решили, что он – бог. Так что быть рогоносцем было почётно. Вот только некоторые знаменитые рогачи: Ярило, Зевс, Моисей. Кстати у Зевса – бараньи рога. А если вспомнить, зачем аргонавты плавали в Колхиду – за золотым руном, бараньей шкурой. Так что баранов почитали не только кочевники.

Но вернёмся к рогам. В Берельских курганах на Алтае были захоронены кони в масках с рогами. А ведь кони сами по себе были самыми почитаемыми животными у степняков. И мифический тулпар, крылатый конь на шапке «Золотого человека» – тоже с рогами. Традиционный орнаментальный мотив не только казахов, но и многих других степных народов, «бараньи рога» – қошқар мүйіз украшает и юрты, и городские жилища, а также на одежде и посуде. Когда-то это было пожеланием богатства, потому что именно символом земного благополучия считался баран. Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на посуде андроновской культуры (II тыс. до н.э.), обнаруженной археологами.

***

Кроме барана, символом благополучия в «среднем», земном мире был верблюд. Поэтому элементы, связанные с ним, встречаются нередко. Есть традиция украшать одежду мужчины, который отправляется в путь узором «След верблюда». Я назвала только несколько элементов зооморфного казахского орнамента. На самом деле, одних только вариантов мүйіз есть несколько: сломанные рога, ветвистые рога, оленьи рога и т.д. А есть ещё другие элементы, связанные с частями тела: птичий клюв – кус тумсык, позвоночник – омыртка, роговидный завиток – откiзбе. Если человек желал кому-то счастья, свободы, то дарил подарок со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло).

Если девушка, выйдя замуж, присылала родителями подарок, украшенный узором «птичий клюв», это значило, что в новом доме ей хорошо. Ит куйрык (собачий хвост) – им украшали мебель, вход в жилища, в соответствии со своим названием он выполнял охранные функции. Говорят, он и дружбу символизировал: известно же, собака – верный друг. А если рога «скрестить», получится элемент «крестовина», по-казахски – «төртқұлақ», говорят он символизирует четыре стороны света, степной вариант креста, одного из самых распространённых и древних символов. Крестовины на ковре традиционно вписаны в ромбы, которые не только у казахов, но и многих народов связывались с женским началом, плодородием.

***

Геометрический орнамент

Ромб, крест, а ещё круг, треугольник – это уже элементы геометрического орнамента. Такие фигуры находят на предметах каменного века. Они встречается у разных народов, разделённых тысячами километров. Ромбы также сочетаются не только с крестами, но и со свастикой. Этот элемент возник в эпоху неолита – свастика была распространена и в Азии, и на Кавказе, в Греции, даже в Америке её находят среди предметов государства Майя. Млечный Путь, напоминает свастику. Она включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг мировой оси. Крест – один из древних символов, но, наверное, самый древний – круг, который родился из поклонения солнцу.

Сколько всего круглого создали разные народы! Вы скажете, что круг – это просто красиво. Но, может, потому круг нам и нравится, что тысячелетия его признавали изображением божества, совершенства. Кстати, и древние строения делали в форме круга. Например, Стоунхендж или древний город Аркаим, который был открыт в середине прошлого века в Челябинской области был тоже круглым. Если круг люди могли увидеть, то остальные фигуры пришлось придумывать. Почему треугольник тоже стал оберегом, можно лишь гадать. Во все времена ему придавали особый смысл. Для любой религии число 3 имеет особое значение. Такими являются и современные казахские тумары (амулеты). Сегодня них вставляют цитату из Корана, священные предметы.

***

Космогонический орнамент

Если говорить об элементах космогонического орнамента, то они отражали представления древних людей о космосе. Я уже упоминала о круге, элементе, явно связанном с поклонением солнцу. Древние народы также поклонялись и луне, причём, сакральные лунные культы были не менее распространены, чем солнечные. Не зря многие важные праздники христиан, мусульман, иудаистов привязаны именно к фазам луны (пасха, рамадан). У многих народов в свадебных обрядах солнце символизировало женское начало, а месяц – мужское. Хотя, с другой стороны, амулет «лунница» дарили только девочке, чтоб она росла здоровой, сильной и красивой.

Древние кочевники считали луну хозяйкой вселенной. И в то же время луна внушала опасения. До сих пор считается, что окна должны быть плотно занавешены, чтобы лунный свет не падал на человека – это дурная примета. Разные народы видели на луне изображения земных объектов. Китайцы видели зайца, не случайно их луноход получил название «Нефритовый заяц». А казахи – старуху. Согласно поверью, что если человек будет долго смотреть на луну, то старуха сосчитает его ресницы, и он умрёт. Чтоб избежать этого, надо, не сходя с места, сорвать пучок травы и дома бросить в огонь. Элементы «ай гуль» (лунный цветок), «айшик гуль» (полумесяц) – одни из древнейших в казахском орнаменте.

***

То, что звёзды – далёкие солнца, древние народы конечно же не знали, но верили, что эти маленькие и яркие точки ночного неба влияют на их жизнь. По тюркским легендам, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он подпёр его своим железным посохом. В точке, где посох Тенгри упёрся в небо, находится звезда Темир казык – так зовут Полярную звезду, неподвижную звезду на небе, по которой ориентируются путники. А ещё считали, что не родившиеся души живут на Венере. Эта планета, Шолпан, была важна для кочевников ещё и потому, что пастухи по ней ориентировались во времени: взошла звезда – можно гнать стада домой, поэтому её звали «пастушеская звезда».

Впрочем, древние изображения звёзд скорее всего имеют земное происхождение. Говорят, ещё шумеры начали изображать пятиконечную звезду, в их клинописных значках она означала угол или маленькую комнату. Греки считали пентаграмму совершенной фигурой, символом здоровья. В мусульманском орнаменте пятиконечная звезда – напоминание о пяти заповедях ислама. А были ещё звёзды шестиконечные – их почитали египтяне и другие древние народы, восьмиугольные, трёхлучевые – «всевидящее око», четырёхлучевые. Словом, знак звезды у всех народов был одним из важнейших. Ну и в рукоделиях как западных, так и восточных народов, звезда занимает центральное место.

***

Растительный орнамент

У разных элементов орнамента были свои функции: одни вырезали на деревянных изделиях, другие нашивали на одежду, расписывали посуду. Узоры жапырак – листья, уш жапырак – трилистники, гуль – цветок вышивали гладью, ими украшали одежду и головные уборы. Узоры агаш – древо встречаются в оформлении мавзолеев. Вообще этот элемент восходит к мифу о мировом дереве, который есть почти у всех народов. Такое дерево, по тюркским преданиям, росло на самой высокой горе Алтая. Оно называлось Байтерек. Дерево с сидящими на нём птицами мы видим и на шапке Золотого человека. Так что этот элемент орнамента имеет отношение к государственной символике Республики Казахстан.

***

Цвета казахского орнамента

Если же говорить о красках казахского орнамента, то самые распространённые – чёрный, белый, красный. В этом нет ничего удивительного: эти краски научились использовать ещё люди палеолита, получая чёрный – из угля, белый из извести, красный из обожжённой охры, из неё же получался жёлтый цвет, только тогда камни гидрата окиси железа не надо было обжигать. Учёные говорят, что древние люди считали: красная охра – кровь древнего гиганта-прародителя людей. Многие народы считали этот цвет целебным.

В древности верили, что этот цвет отпугивает злых духов, поэтому двери домов красили этой краской. Кстати, археологи говорят, что самым древним камнем-талисманом был гранат, а он красный. Именно этот цвет является самым распространённым в казахском орнаменте. Как и у других народов это цвет силы, солнца. Впрочем, если судить по казахским пословицам, он имеет ещё одно значение – молодой. Говорят, над юртой, где родился верблюжонок, поднимали красный флаг. А ещё красным цветом обозначался юг.

***

Север же обозначался чёрным. Чёрным цветом окрашено у большинства народов то, что вызывает отрицательные эмоции: зло, печаль, смерть. Впрочем, философы говорили о нём как символе непознаваемости Бога. Мусульмане вспоминали, чёрный – цвет чернил Аллаха, которыми написан Коран. Но при всём том, у всех народов этот цвет активно включён в орнамент. Конечно, у казахов это тоже цвет траура, но этнографы считают, что есть ещё одно значение: священный. Так, со словом шанырак порой употребляют «чёрный», что означает «священный», шанырак большой семьи. А, может, чёрный цвет важен в орнаменте, потому что придаёт яркость узору, выгодно оттеняя красный и белый?

Белый цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех живых существ, символом возрождения. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почётное и высокое положение в обществе. Не зря же степных аристократов всегда звали «белая кость».

Синяя краска появилась гораздо позднее красной и чёрной. Её научились получать из лазурита. Это был очень дорогой минерал, поэтому особенно ценился. В гробницах Египта и Месопотамии учёные находили великолепные предметы из золота и лазурита. Но у большинства народов Азии и Европы синий цвет связан с тоскливым, печальным настроением. Впрочем, на Ближнем Востоке он ассоциируется с небом, водой. У тюркских народов этот цвет – символ Тенгри. Словом «көк» обозначают и цвет, и Бога, и масть лошади, и понятие воли, свободы. Древние тюрки назывались көк-тюрки, что значит небесные, благородные. Эта краска применялась для обозначения востока.

***

Конечно, сейчас язык узоров орнамента в значительной мере утрачен, но всё же интересно хоть краем глаза заглянуть в древность, которая, я убеждена, только от нашего незнания кажется дикой и примитивной. Если бы нам отбросить наше высокомерие и попробовать приглядеться внимательней к тому немногому, что осталось от людей, живших тысячи лет назад, у нас был бы повод не только удивиться, но и восхититься их умению, их мудрости.

Автор: Наталья Тележинская

Источник: natalya-telezhinskaya.ru

другие статьи

Чат-бот
Нашли ошибку?
Нашли ошибку?
Страница
https://www.soyle.kz/article/view
Ваше имя
Почта или телефон
Пожалуйста опишите вашу проблему или идею
прикрепить файл
отправить
Спасибо за обратную связь!