Слабовидящим
Поиск

Полезно знать

Как казаху правильно отпраздновать новоселье – традиция

2 июля, 22:22

Чтобы все горести остались на старом месте, а на новом семье сопутствовала только удача, необходимо соблюсти несколько ритуалов.

 

Можно сказать, вся жизнь казахов состоит из множества традиций. Любое действие, в том числе подготовка к отъезду, пребывание в пути и прибытие на новое место, сопровождаются определенными ритуалами.

Например, перед отъездом на новые пастбища старое место непременно окуривали  можжевельником, совершая обряд священного магического очищения — Өртпен тазалау (очищение огнем). Это делалось для того, чтобы к отъезжающим не привязались никакие болезни и неудачи. Есть и второй смысл — территория аула оставалась чистой для тех, кто может поставить на ней юрту в следующем году.

Выполнение подобных действий для казахов считалось делом чести — люди верили, что за все придется отвечать перед Всевышним

В старину перед уходом с қыстау (зимовье) или жайляу (летовка) казахи угощали друг друга айырылысар көже (прощальный суп). Ученый Шайзада Тохтабаева пишет:

«На таком месте караван останавливался, и люди начинали обустраивать новый аул. У казахов не принято ставить свою юрту именно на то место, где раньше стояла чужая: считалось, что там могут обитать сущности, связанные с неприятностями прошлых хозяев».

Если по пути кочевья встречались юрты, их хозяева, следуя традиции Ақ алып шығу, должны были выйти навстречу с пищей священного белого цвета. Это могло быть молоко, айран, курт, кумыс или шубат, символизирующие пожелания доброго пути.

На новом месте

На новом месте казахи обязательно устраивали Қонысмай — празднование новоселья. Название традиции сложилось из двух слов — «қоныс» (поселение) и «май» (масло), что означало «новое место, приносящее удачу». Так казахи называли  новый аул, воспринимая как начало новой жизни и свершение новых надежд. На Қонысмай высказывали различные пожелания:

Бай бол, төрт түлікке сай бол!
А Құдайым оңдасын,
Оңдағанның белгісі мың саулығың қоздасын,
Сексен інген боталап, сегіз келін қомдасын!

Будь богат всеми четырьмя видами скота!
Пусть Бог даст тебе тысячу овец с ягнятами,
Восемьдесят верблюдиц с верблюжатами,
Да в помощь восемь невесток!

В этот день люди надевали новые одежды, ходили к друг другу в гости и дарили подарки. И конечно, как и любой праздник, казахское новоселье не обходилось без обильного угощения, песен, айтысов, танцев и игр.

Бывало и так, что аксакалы принимали решение отпраздновать Қонысмай более широко. К этому событию, где кроме сородичей собирались разные гости, тщательно готовились всем аулом. Нередко во время Қонысмай решались и важные насущные вопросы.

Традиция в художественной литературе

Писатель Габит Мусрепов в романе «Ее имя Улпан» так описывает традицию Қонысмай:

«Есеней отметил переезд на джайляу Қонысмай лишь после того, как покончил со всеми делами. От мала до велика – всех позвал, кто проводил лето у озера Кайранколь. Приехал со своими даже Еменалы, до сих пор чувствовавший себя оскорбленным.

Гостей принимали с почетом. Аксакалам подавали головы стригунков с зияющими глазницами, мужчинам помоложе – бараньи головы с покорно зажмуренными глазами и растерянно торчащими ушами. Кумыса было выпито, наверное, не меньше, чем в Кайранколе.

После угощения Есеней повел аксакалов и карасакалов к горбатому холму за аулом. На этом холме – холме совета, холме решений – он давно уже не собирал сородичей. В советах он не нуждался, решения принимал сам. То, что хорошо для него, считал Есеней, хорошо и для всех сибанов.

Его сила, его слава закрывала их надежным щитом. Он никогда не задумывался и о том, что подневольное бесправное положение мешает людям, и ходят они по жизни, как спутанные кони.

Улпан, волею случая и его поздней любви вошедшая в его юрту, заставила Есенея задуматься об этом, и она незримо присутствовала сейчас на холме, когда он говорил:

– О мои сородичи!.. Долгое годы я не замечал, в каком вы находитесь жалком состоянии, но теперь повязка спала с моих глаз. Я видел старые зимовки… По пути на Кайранколь наблюдал за перекочевкой. Вы еле добрались до джайляу – кто на старых клячах, а кто и пешком. А дальше?.. Без меня никто не посмеет тронуться с места, вы пробудете здесь до глубокой осени, а там снова старые зимовки, и так из года в год.

Дети, женщины снова будут дрожать от холода. Из тех малышей, которые кое-как дотянули до зимы, половина, не больше, увидят наступившую весну… Разве мы станем сильным влиятельным родом, если и дальше продолжится такая жизнь? Я сегодня позвал вас, чтобы поговорить об этом, посоветоваться с вами…

Седой Бакберды, первый среди старших внимательно взглянул на Есенея и сказал:

– Я слышу, Бог собирается вложить в твои уста добрые слова, разумные слова… Выскажи их до конца, Есеней.

– Выскажу… Давайте для начала перестанем проводить в юрте не только лето, но и зиму. …Пусть нашим женщинам и детям будет тепло. Я выделю земли из своих владений, только бы вы строили себе избы. А я сам… Мой дом будет на берегу Суатколя. А еще вспомните пословицу — «Не разбогатеет бедняк, если с лета не напасется на зиму»».

Казахи и сегодня проводят Қонысмай, который также называют Қоныстой – той по поводу построения или приобретения нового жилья.

Источник: 365info.kz

другие статьи

Чат-бот
Нашли ошибку?
Нашли ошибку?
Страница
https://www.soyle.kz/article/view
Ваше имя
Почта или телефон
Пожалуйста опишите вашу проблему или идею
прикрепить файл
отправить
Спасибо за обратную связь!