Слабовидящим
Поиск

Полезно знать

Казахские запреты – Тыйым сөздер / материал к 16 уроку

2 декабря, 18:27

Воспитываясь в казахском ауле,

                                                   я освоил и основные казахские запреты.

                             Эти каноны поведения мудры и убедительны.

                            Знать их не мешает и инонациональным гражданам.

          Герольд БЕЛЬГЕР.

          Из книги «Казахское слово»

 

Древние жители великой степи за века выстрадали своеобразные правила поведения. Запреты – одна из сторон народной педагогики тех кого в мировой истории привыкли называть кочевниками. С их помощью старшие в ненавязчивой форме передавали значимость жизненных ценностей подрастающему поколению. Когда начали появляться и окончательно сформировались запреты проходя своеобразное испытательное сито временинеизвестно. Одно ясно, народ выработавший эти правила жизни относились к существованию на земле глубоко философски и ясно осозновали хрупкость бытия. Они понимали что человек является частицей вселенной. И исходя из этого и были выработаны правила разных сторон жизнедеятельности которых, как они считали должны придерживаться все, в том числе и те поколения которые будут приходить после них и уходить после них передавая друг-другу эти правила жизни как духовную эстафету. Ибо они верили в правильность выбора своей роли на этой земле. Таким образом запреты служили людям неким компасом правильного поведения в океане событии и оберегали их от неправильных поступков.

Казахи издревле чувствовали себя частицей вселенной. Надпись сделанная на каменной стеле в VIII веке гласит:

                        «Когда вверху возник свод Неба голубой,

                        А бурая Земля раскинулась внизу,

                        Меж ними род людской был утвержден и жил».

Это свидетельствует о том, что предки казахов поклонялись всему светлому – Тенгри. Они верили что он находится высоко в небе. Верили что, в том что есть день и есть ночь тоже кроется что-то потустороннее. Почитали Солнце и Луну священными. Следующие запреты имеют корни именно в этих верованиях.

 

Айды нұқып көрсетпе – не показывай пальцем на луну;

Жеті түнде жүрме – не ходи глубокой ночью;

Жұлдызды санама – не считай звезды;

Қараңғыда киіз қақпа – не встряхивай кошму ночью;

Түнде түс жорыма – ночью не разгадывай сны;

Түнде кір жайма – не развешивай белье ночью;

Түнде судың бетін ашық қойма – не оставляй воду открытой на ночь;

Түнде шаш алма – не стриги волосы ночью;

Түнде үй сыпырма – не подметай дом ночью. 

 

Жизнь казахов всегда была многогранной. И поэтому запреты можно расклассифицировать обозначив все стороны жизнедеятельности. Живя по большей части в суровых погодных условиях казахи выработали свои правила выживания. Отсюда берут свое начало понимание бытия основой которого является человек, уважение и безпрекословное подчинение младшего страшему. Почитание старших – золотое правило для кочевников. Оно отражалось во всех сторонах бытия. Неукоснительная приверженность к этому правилу диктовалось самой жизнью степного народа, где без такого правила было трудно выжить. Это золотое правило прошло испытание веками на прочность. Казахи и сегодня говорят со старшими на «вы». Человек вот главная ценность казахского  мировоззрения. Это подтверждают и запреты, вот их малая часть: 

 

Жасы үлкеннің сөзін бөлме – в разговоре не перебивай старших;

Жасы үлкеннің жолын кеспе – не пересекай дорогу старшему;

Ата-анаңа қайда барасыз деп сұрама – не спрашивай родителей куда они идут;

Үлкенге сыртыңды беріп отырма – не садись спиной к старшему.

Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим;

Қонаққа берер затты сол қолмен берме – то что даешь гостю не протягивай левой рукой;

Кісіге қару кезенбе – не направляй оружие на человека.

 

Люди степи всегда нуждались в огне чтобы приготовить пищу, согреться в зимние  холодные ночи, а вода была источником жизни. Поэтому они больше всего ценили огонь и воду. Казахи верили что в них есть некое священство, отсюда и их почитание огня и воды.

Отпен ойнама – не играй с огнем;

Отты аттама – не переступай огонь;

Отты теппе – не пинай огонь;

Отқа түкірме – не плюйся в огонь;

Суға түкірме – не плюй в воду;

Суды сапырма – не разливай воду громко. 

 

Казахи всегда с трепетом относились к пище. И так как по большей части они вели скотоводческую деятельность, то этим и обьясняется особое почитание молочного продукта. Поэтому истина и добро всегда обозначались белым, а неправда и зло черным цветами. И конечно хлеб был самым уважаемым продуктом. Есть древняя поговорка: «Ты не выше хлеба», которая доказывает важность этого продукта в жизни казахов. Все это обуславливает появление запретов касающихся пищи несущих в себе большую воспитательную нагрузку.

Ақты төкпе – не выливай молочное;

Ертеңгі асты тастама – не оставляй завтрак несьеденным;

Нанды төңкеріп қойма - не переворачивай хлеб;

Нанды бір қолыңмен үзбе - не ломай хдеб одной рукой;

Нанды баспа – не наступай на хлеб;

Нанды тастама – не кидайся хлебом;

Нанды лақтырма – не выкидывай хлеб;

Тұзды баспа – не наступай на соль. 

 

В степи всегда почитался ум, меткое слово а не пустословие. И всегда самым главным из искусств считалось стихосложение. Приветствовалось образное высказывание. Одним словом к слову относились очень бережно. Есть пословица: «Таяқ еттен өтеді, сөз сүйектен өтеді – Палка сделает больно телу, слово пронзет кость». Слезы были признаком несчастья и этим обьяснялось такое отношение к ним.

Ант-су ішпе – попусту не клянись;

Жаман сөз айтпа – не сквернословь;

Қарғанба – не проклинай никого. 

 

Главным требованием казахов у молодоженов было и остается по сей день почитание родителей со стороны супруга. Таким образом изначально старались сохранить семью которая в кочевнической жизни было главным инструментом бытия. Для этого посредством запретов заранее воспитывалось правильное поведение в отношении к родителям будущего спутника жизни, к мужу и жене. Также этими запретами охраняли их от всяких несчастий.

Ата-енеңнің төсегіне отырма – не садись на постель тестя и тещи, свекра и свекрови;

Ата-енең жатқан жерге жатпа – не ложись туда где лежали тесть и теща, свекровь и свекорь;

Жас босанған ананы түнде суға жіберме – молодую роженицу не посылай ночью за водой;

Жас жұбайлардың төсегіне отырма – не садись на постель молодоженов;

Күйеуіңнен бұрын жатпа – не ложись раньше мужа. 

 

Свое отношение к дому, юрте как к одному из священных атрибутов жизни на земле казахи опять же выразили в запретах. Это было обусловлено тем что именно в жилище человека сходятся все вопросы человеческой жизни. Например: запрещается бежать в сторону дома потому что в старину если бежали или скакали в сторону аула, это означало что идет враг или кто-то скончался.  

 

Босағада отырма – не садись у порога;

Босағаға тұрма – не наступай на порог;

Есікті құшақтама – не обнимай дверь;

Есікті теппе – не пинай дверь;

Үй айнала жүгірме – не бегай вокруг дома;

Үйді айналма – не ходи вокруг дома;

Үйге қарай жүгірме – не беги в сторону дома.

Многие запреты были придуманы казахами из понимания необходимости правильного отношения к каждодневно использующимся в быту предметам так как важность этих предметов очень велика в жизни человека.  

Арқанды аттама – не перешагивай через аркан.

Балтаны аттама – не перешагивай через топор;

Дастарқанды баспа – не наступай на дастархан;

Ескі сыпырғышты отқа жақпа – не сжигай старую метлу;

Жер – ошақты аттама – не перешагивай через очаг;

Жақын адамыңа пышақ сыйлама – не дари нож близкому человеку;

Кетік кесемен шай құйма – не наливай чай в треснутую пиалу;

Күректің сабын жоғары қаратып қойма – не ставь лопату ручкой вверх;

Қазанды төңкерме – не переворачивай казан;

Құрықтан аттама - не перешагивай через курык (палка с петлей для ловли лошадей);

Пышақты ұшынан ұстама – не бери нож за конец лезвия;

Пышақтың жүзін жалама – не прикасайся языком лезвие ножа;

Пышақтың жүзін көкке қаратып қойма – не клади нож лезвием вверх;

Сыпырғының басын жоғары қаратып қойма – не ставь метлу вверх головой;

Сыпырғыны төрге қойма – не клади метлу на почетное место в доме;

Таяқ таянба – не опирайся на палку;

Ыдысты теппе – не пинай посуду. 

 

Особое трепетное отношение сложилось у казахов ко всему живому. А некоторых животных они считали священными. Например: запрещалось стрелять лебедей, так как для казахов они были символами искренности и чистоты.

Адольф Янушкевич польский революционер-ссыльный живший в казахских степях 25 лет писал: «Как только народится верблюжонок, его укрывают кошмами и никому не показывают, опасаясь дурного глаза».

Аққуды атпа – не стреляй в лебедя;

Құстың ұясын бұзба – не разоряй гнездо птицы;

Атқа теріс мінбе – не садись на коня лицом назад;

Жылқыны басынан ұрма – не бей коня по голове;

Итті теппе – не пинай собаку;

Қойдың үстінен аттама - не перешагивай через овцу;

Құмырсқаның илеуін баспа – не наступай на муравьиную кучу;

Тірі малға көрсетіп басқа малды сойма – не режь животное на глазах у другого животного.   

 

Поведение человека всегда было его лицом в обществе. Многовековой жизненный путь казахов выработал определенный свод правил этики поведения в обществе. Через запреты казахи преподносили подрастающему поколению уроки чего можно делать а чего нельзя, потому что за каждым поведением стоит та или иная неприятная сторона бытия. Например: нельзя упираться руками в бедра или рвать на себе волосы, потому что именно так казахские женщины оплакивают умерших. И такое поведение сразу омрачает настроение присутствующих.

Аяғыңды жоғары көтерме – не поднимай ноги высоко;

Аяқ-қолыңды жіппен байлама – не связывай свои руки и ноги;

Басыңды шайқама – не мотай головой;

Бетіңді баспа – не закрывай лицо;

Бүйіріңді таянба – упирайся в бедра;

Екі езуіңді керме – не растягивай пальцами рот;

Қолыңды сілікпе – не махай рукой после мытья;

Қолыңды төбеңе қойма – не ставь руки на голову;

Мойныңа белбеу ілме – не клади ремень на шею;

Саусағыңды айқастырма – не скрещивай пальцы;

Таңдайыңды қақпа – не цокай;

Тізеңді құшақтама – не обнимай колени;

Тырнағыңды тістеме – не грызи ногти;

Шашыңды жұлма – не рви на себе волосы;

Шашты таптама – не наступай на волосы;

Шашты отқа тастама – не бросай волосы в огонь.

Особое отношение было у казахов и к одежде. Одежда была главным предметом показывающим его вкус, положение и возможности в обществе. Также одежда способствовала в казахском обществе становлению личности, отношению к чистоте и к окружающей среде.

Аяқ-киімді төңкерме – не переворачивай обувь;

Аяқ киімді төрге шығарма – не клади обувь на почетное место в доме;

Бас киіміңді босағаға ілме – не оставляй головной убор у порога;

Бас киіммен ойнама – не играйся с головным убором;

Бас киімді біреуге сыйлама – не дари другому свой головной убор;

Бөркіңді теріс қаратып киме – не одевай головной убор задом наперед;

Киімнің жағасын баспа – не наступай на воротник.

У казахов отношение к религии в первую очередь было отношением к мирозданью. Запреты касающиеся религии были отражением взгляда к миру где человек является каплей в великом море вселенной и для того чтобы он не забывал об этом.

Айтта кір жума – не стирай белье на пасху;

Құранды баспа – не наступай на Коран;

Құранды жерге тастама – не оставляй Коран на земле;

Құранға отырма – не садись на Коран;

Құбылаға қарап дәрет сындырма – не опорожняйся в сторону Мекки;

Намазды бөлме – не перебивай молитву. 

 

Особое почитание колыбели связано с тем что именно с ним связано начало человеческой жизни. К колыбели относятся очень трепетно еще и потому что первой радостью для казахов всегда является рождение ребенка.

Бесікті ашық қалдырма – не оставляй колыбель открытой;

Бесікті аяқ астына тастама – не оставляй колыбель без присмотра;

Бесікті көрінгенге берме – не давай колыбель кому-попало;

Бесікті сатпа – не продавай колыбель;

Бос бесікті тербетпе – не раскачивай пустую колыбель. 

 

Запреты касающиеся кончины человека тоже появились чтобы дать знать что и в такой тяжелый момент человек должен оставаться человеком. Быть сдержанным и стойко принять неизбежное.

Бейуақытта адамға көңіл айтпа – не высказывай соболезнование вечером;

Бейітке қолыңды шошайтпа – не показывай пальцем в сторону кладбища;

Бейіт тұсынан шауып өтпе – не скачи на коне мимо кладбища;

Қайтыс болған кісінің қабірін баспа – не становись на могилу;

Мүрдеде күректі екінші адамға қолмен берме – при захоронении покойника не передавай лопату из в рук руки.

Опыт кочевнической жизни выработал человеческие ценности в отношении других людей. Они просты и вечны. Вселенский взгляд на житие на этой земле выработали запреты отражающие эти правила.

Біреудің затын сұраусыз алма – не спросивши не бери чужую вещь;

Біреуге ор қазба – не рой другому яму;

Біреуді ұрма – не бей другого человека;

Ұрлық жасама - не кради.  

 

В понимании казахов природа как и Родина является матерью. Поэтому с древних времен культивируется бережное отношение к ней. Это отношение отразилось и в запретах.

Ағаштың бұтағын сындырма – не ломай ветку дерева;

Жалғыз ағашты кеспе – не руби одинокое дерево;

Жыңғылмен атты қамшылама – не погоняй лошадь гребенщиком;

Көгалды таптама – не топчи траву.  

 

И сегодня казахи живут руководствуясь этими правилами которые прошли испытание временем. Таким образом принимая единые правила поведения на этой земле казахский народ из века в век несет в себе свое духовное содержание что и делает его единым народом.

другие статьи

Чат-бот
Нашли ошибку?
Нашли ошибку?
Страница
https://www.soyle.kz/article/view
Ваше имя
Почта или телефон
Пожалуйста опишите вашу проблему или идею
прикрепить файл
отправить
Спасибо за обратную связь!